Сегодня исполняется 103 с момента создания штурманской службы Военно-воздушных сил.
В настоящий момент авиационные штурманы проходят службу в составе экипажей самолетов и вертолетов на офицерских должностях во всех родах авиации. В том числе на самолетах дальней авиации Ту-160, Ту-95МС Ту-22М3, военно-транспортной авиации Ан-124, Ил-76, Ан-12, , Ан-26, Ан-72, Ан-148, А-50, Ту-214, оперативно-тактической авиации Су-34, Су-24М, МиГ-31БМ, Су-30СМ, морской авиации Ту-142, Ил-38, вертолетах Ка-52, Ми-28Н, Ми-35М, Ми-8, Ми-26 и других типах воздушных судов.
«Перспективы развития штурманской службы военной авиации обусловлены, прежде всего, многофункциональностью поступающих на вооружение современных авиационных комплексов, их способностью применять разнообразные по предназначению средства поражения. Каждый самолет или вертолет выступает как самостоятельная боевая единица, как элемент автоматизированной системы управления, способный получать в воздухе и распределять боевые задачи. В этой связи повышается роль штурмана, который с использованием своего многофункционального индикатора осуществляет подготовку и программирование прицельно-навигационного комплекса по задачам многоуровневого взаимодействия, целераспределение в группе, обмена информацией и несет ответственность за оптимизацию, синхронность и эффективность коллективных действий» – главный штурман ВВС главного командования Воздушно-космических сил полковник Анатолий Миняйло.
В настоящее время штурманские кадры готовит Челябинский филиал Военно-воздушной академии им.Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина, являясь продолжателем традиций Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов. На двух факультетах готовятся как штурманы летной профессии, так и офицеры боевого управления авиацией. Летно-штурманская подготовка курсантов в Челябинском филиале Военно-воздушной академии осуществляется на учебно-штурманских самолетах Ту-134Ш и Ан-26Ш, специально предназначенных для практической отработки различных способов воздушной навигации и бомбометания.
СПРАВОЧНО:
История создания штурманской службы ВВС берет свое начало с приобретения первого боевого опыта применения авиации в Первой мировой войне. С появлением задач воздушной разведки и применения с аэропланов оружия назрела необходимость наличия в экипаже летчика-наблюдателя или аэронавигатора.
В ходе Первой мировой войны по мере совершенствования организационной структуры военной авиации начали создаваться специальные службы: аэронавигационная, метеорологическая, аэрофотограмметрическая, радиотелеграфная, инженерно-техническая и др.
Приказом начальника штаба Верховного Главнокомандующего генералом от инфантерии Алексеевым Михаилом Васильевичем № 325 от 24 марта 1916 года была создана Центральная аэронавигационная станция (ЦАНС). Эта дата приказом главнокомандующего ВВС № 370 от 2 августа 2000 г. утверждена как дата создания штурманской службы Военно-воздушных сил России.
Главной задачей ЦАНС являлось проведение «…аэрологических наблюдений, заготовка, проверка и установка на самолетах точных приборов». Кроме того на нее возлагалось изучение вопросов аэронавигации, выработка методики их решения в различных условиях, а также разработка нового приборного оборудования. Помимо ЦАНС в аэронавигационную службу входили созданные опорные и походные аэронавигационные станции, которые устанавливали на самолетах новое оборудование для навигации и снабжали экипажи аэронавигационными картами.
Чтобы понять роль аэронавигации и место в авиации аэронавигаторов, было обстоятельно изучено положение дел у моряков, выяснена роль штурмана в кораблевождении, который ведет корабль к цели, применяя для нахождения правильного курса и определения места в море способы прокладки и счисления пути, мореходной астрономии, пеленгации и других навигационных определений.
С работы в Центральной аэронавигационной станции начинается плодотворная деятельность основоположника теории и практики аэронавигации в нашей стране Бориса Васильевича Стерлигова.
Героические перелеты со штурманами на борту, выполненные в конце 20-х, середине 30-х годов в сложных условиях, несомненно, способствовали росту авторитета штурманов и признанию их важности в летном деле.
В 1932 году было принято решение о введении в авиационных частях ВВС вместо летчика-наблюдателя должности штурмана (самолета, звена, отряда, эскадрильи, бригады, округа и ВВС), который в полете выполнял задачи навигатора и бомбардира. Это нововведение резко повышало значение аэронавигационной службы, ставшей одной из важнейших летных служб ВВС от которой в значительной степени зависит эффективность боевых действий авиации.
С назначением 28 февраля 1933 г. Бориса Васильевича Стерлигова на должность Флаг-штурмана ВВС, были учреждены должности флаг-штурманов и в округах. Таким образом, в строевых частях появилась штурманская служба, по своей структуре близкая ее современному пониманию и предназначению.
Штурманская служба с первых дней Великой Отечественной войны занималась вопросами повышения качества боевого применения авиации.
Уже в ночь на 8 августа 1941 года, экипажи авиации Балтийского флота нанесли по Берлину первый бомбовый удар. Всего до 5 сентября было выполнено 10 налетов на Берлин, сброшено 311 бомб разного калибра.
Штурманской службой была разработана аэронавигация воздушной трассы из США в СССР через Аляску, Дальний Восток, Сибирь для переброски американских самолетов по лендлизу.
Война подтвердила, что разработанные в мирное время методики подготовки и выполнения самолетовождения и бомбометания выдержали все испытания. А сама штурманская служба способна обеспечить неуклонное повышение эффективности боевых действий частей и соединений ВВС, успех которых зависел в первую очередь от качества работы штурманского состава.
За годы войны, а также в предшествующих ей боевых действиях и конфликтах 243 штурмана были удостоены званий Героев Советского Союза, а Василий Васильевич Сенько, этой высшей награды Родины был удостоен дважды.
Школа летчиков-наблюдателей созданная в Петрограде готовила летнабов как для сухопутной, так и морской авиации. В 1928 г. школа объединена с Высшей военной школой стрельбы и бомбометания в Серпухове, которая послужила основой для создания в Оренбурге объединенной школы летчиков и летчиков-наблюдателей.
Исходя из общих задач развития Вооруженных Сил страны в условиях явного нарастания военной опасности и необходимости увеличения численности летных кадров, Советом Труда и Обороны страны 2 сентября 1935 года было принято решение о создании новых школ летчиков-наблюдателей в Краснодаре, Мелитополе и Челябинске.
В после венные годы подготовка штурманов осуществлялась в высших военных авиационных училищах в Челябинске, Ворошиловграде и Ставрополе.