Встреча Попова Л.С. со студентами военной кафедры МГУ имени Ломоносова М.В.

  

13 апреля в рамках работы клубного формирования «Память» ФБУ «ЦОК ВКС» совместно с МОО “Лётное братство” организована и проведена встреча Героя Российской Федерации, Заслуженного штурмана-испытателя СССР Попова Л.С. со студентами военной кафедры факультета военного образования МГУ имени Ломоносова М.В.

Справочная информация
Попов Леонид Степанович, Герой России, Заслуженный штурман-испытатель СССР

Родился 28 ноября 1940 года в городе Казань Республики Татарстан. В 1963 году окончил Казанский авиационный институт по специальности авиационные двигатели. 1963 – 1965 гг. – ведущий инженер аэродромного цеха завода «Сокол» Нижний Новгород. 1965 – 1970 гг. – ведущий инженер Летно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ) в городе .Жуковский Московской обл. На летной работе с1966 г. В качестве экспериментатора, ведущего инженера летающей лаборатории Ту-16ЛЛ провел испытания 5-ти модификаций опытных двигателей для самолета МиГ-23.

В 1971 г. окончил Школу летчиков испытателей (штурманское отделение).

1971–1985 гг. – штурман-испытатель, командир отряда штурманов-испытателей ЛИИ, участвовал в испытаниях и доводке более чем 80 типов самолетов и вертолетов. Провел испытания систем поиска и эвакуации спускаемых космических объектов, испытания системы сверхдальней навигации в Заполярье до Северного полюса включительно. Участвовал в испытаниях маловысотных крылатых ракет большой дальности, в испытаниях бортовых систем управления и индикации многоразового космического корабля «Буран» на летающих лабораториях и в испытаниях его наземного пункта управления.

С сентября 1985 г. – старший штурман-испытатель ОКБ «МиГ». Участвовал в первых вылетах и испытаниях всех модификаций самолета МиГ-31, а также в испытаниях МиГ-23УБ, МиГ-25ПУ, МиГ-31, МиГ-29УБ, МиГ-АТ. Провел полный цикл испытаний всех видов оружия и навигационно-прицельного комплекса «Заслон» самолета МиГ-31 и его модификаций, провел цикл испытаний оружия и системы наведения самолета МиГ-31Д, способного уничтожать ИСЗ на околоземных орбитах, впервые в мире с летчиком-испытателем Романом Таскаевым на истребителе МиГ-31 с двумя дозаправками в воздухе достиг Северного полюса в полете по маршруту Мончегорск – Рыбачий – Земля королевы Александры – Северный полюс – Анадырь.

Провел полный цикл испытаний оружия и систем патрульно-ударного комплекса «Морской змей» на противолодочном самолете Ил-38СД в акваториях Балтики, Северного Ледовитого и Индийского океанов.

Неоднократный участник международных авиасалонов в Берлине, Фарнборо, Ле-Бурже, Дубае и на МАКС-е.

Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

Большинство очень туманно представляют себе испытательную работу. Одни — как нечто исключительно героическое в виде нескончаемых подвигов, другим наша работа больше напоминает игру с перепоя в «русскую рулетку» с пулей в револьверном барабане у виска.

Мы все свои полеты — черновые, составляющие абсолютное большинство, и красивые по дерзости замысла, и сложные по технике выполнения, и опасные по степени риска, и предельно напряженные для техники по сочетанию крайних режимов — все без исключения полеты называем работой. Но работа эта основана на духовной и физической готовности к подвигу и даже какой-то внутренней потребности его, хотя невозможно не согласиться с высказыванием одного из опытнейших летчиков-испытателей, ставшее афоризмом: «Если летчик идет в полет, как на подвиг, значит, он к полету не готов».

Без огромной массы работы не может быть прорыва в новое, невозможен качественный скачек, а, следовательно, нет смысла самой испытательной работы. Уже одно это позволяет отнести испытательную работу к творчеству, а испытателей причислить к подлинным творцам новой техники. И законы в коллективе испытателей, когда только среди сильных может вырасти Сильнейший, когда Учитель наставляет своего Ученика не ремеслу, а выше и дальше своей Мечты — это законы творческих сообществ. Если подходить с такой меркой, то становится неважным внешнее проявление героизма, ценимое репортерами, благодаря своей очевидности. Смею заверить это, потому что пять-шесть пожаров, пережитых мною в воздухе, вынужденное катапультирование, какое-то большое число посадок с отказавшими или разрушенными двигателями, отказы навигации в Заполярье и даже над Северным полюсом, полеты, в которых проверялась возможность просто выжить, – все это не больше, чем красивость, не больше, чем обычные издержки.

Подлинная красота испытательной работы заключается в непрерывном движении вперед, практическом освоении для всех, идущих за нами, того, что вчера было мечтой единиц, в бесконечном поиске истины, поиске коллективном, в череде высоких и прекрасных людей, по-мальчишески любящих полеты. Только это превращает внутреннюю наполненность и одухотворенность в профессиональную черту, практически необходимую каждому, кто ходит вблизи «края».