“Библиоклуб” на тему: «Человек и природа» на примере литературного произведения Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

«Библиоклуб» на тему: «Человек и природа»
на примере литературного произведения
Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

Согласно Указу Президента Российской Федерации № 7 от 5 января 2016 года «О проведении в Российской Федерации года экологии» 2017 год в России объявлен Годом экологии. Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного внимания на проблемы экологического характера каждой страны в отдельности и всего мира в целом. Основной задачей проведения Года экологии является обеспечение экологической безопасности и сохранение уникальной природы России.

 

1 часть.
Лекция на тему:
«День Земли»

Ведущий: Индийская мудрость гласит: «Что бы ни случилось с Землёй — случится и с детьми Земли…»

Земля переполнена. Она переполнена нами, она переполнена вещами, она переполнена отходами, она переполнена нашими запросами. Да, мы выдающийся и творческий биологический вид, но мы создали слишком много вещей — настолько много, что наша экономика больше, чем её хозяйка — наша планета. Говорить сегодня об экологии – это, значит, говорить не об изменении жизни, а об её спасении».

По ходу рассказа ведущего, помощник демонстрирует презентацию «День Земли», останавливаясь на слайдах, о которых идет повествование.

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

(В ходе лекции освещаются вопросы: история возникновения Дня Земли, Флаг Земли, Колокол Мира в День Земли, 22 апреля – День Земли, экологические проблемы: загрязнение воздуха, вырубка лесов, истощение плодородного слоя почвы, уменьшение запасов пресной воды, истребление животного мира земли, проблема утилизации отходов)

Ведущий: «В середине 20 века учёные разных стран стали говорить о необратимых изменениях, происходящих на планете. Они стали обращаться к людям за помощью. Человек должен жить в гармонии с природой, а не покорять её. Человек должен сотрудничать с природой, её всемирно охранять».

Первая “одноразовая” акция в этот день прошла в 1970 году в США. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.

Флаг Земли не является официальным символом чего-либо (поскольку не существует общепланетного правительства или государства). Он представляет собой фотографию планеты из космоса на тёмно-синем фоне. Традиционно Флаг связан с Днем Земли и многими другими природоохранными, миротворческими и гражданскими международными мероприятиям.

В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Первый Колокол Мира был установлен в июне 1954 года в штаб-квартире ООН, в японском дворике. Он был отлит в Японии из монет, собранных детьми из 60 стран и передан в дар Японской ассоциацией содействия ООН. Надпись на Колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». В 1996 году точно такой же колокол ООН установила в Вене. Колокола Мира в конце ХХ века были установлены более чем в двадцати странах – Польше и Турции, в Мексике и Австралии, Монголии и Филиппинах, в Канаде и Бразилии, Германии и Японии, Аргентине и Эквадоре. В России впервые акция «Колокол Мира в День Земли» была проведена в 1998 году в Москве, ее организаторами стали Международный центр-музей имени Н. К. Рериха, Международный гуманитарный фонд «Знание», Федерация космонавтики России, Международная Ассоциация фондов Мира. Теперь колокола Мира звучат и в других городах России 21 марта и 22 апреля.

День Земли возник в XIX веке в США, по инициативе администратора, а позднее министра земледелия штата Небраска, Дж. Стерлинга Мортона. Штат этот расположен в бескрайних безлесных прериях, где редко растущие рощи вырубались на строительство и дрова. Мортон, живший в штате с 1840 года, предложил заняться озеленением, устроить День дерева, и учредить приз тому, кто в этот день посадит наибольшее количество деревьев.

Не только посадкой деревьев можно отметить День Земли. В некоторых городах России этот день уже называют Днем парков и проводят акции по очистке их от мусора. В северном полушарии День Земли отмечается весной, а в Южном полушарии — осенью. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды.

Научно-технический прогресс поставил перед человечеством ряд сложных проблем. Среди них особое место занимают отношения между человеком и окружающей средой. В XX веке на природу легла нагрузка, вызванная большим ростом численности населения и увеличением производства. Примерно с 1960-70-х гг. изменения окружающей среды под воздействием человека стали затрагивать все страны мира, поэтому их стали называть глобальными.  В качестве основных проблем экосистемы земного шара можно выделить:

Загрязнение воздуха. Существование всего живого на земле зависит от степени загрязнения воздуха. Практически во всех государствах мира загрязнение воздуха выбросами промышленных предприятий и выхлопами автомобилей достигает критического уровня. И хотя в настоящее время практически все предприятия снабжены системами очистки, этого недостаточно. Состояние воздуха земли ухудшается.

Вырубка лесов. Лес является зелёными лёгкими земного шара. Именно благодаря ему воздух обогащается кислородом и очищается от вредных веществ. Хозяйственная деятельность человека привела к тому, что вырубка лесов ведётся огромными темпами, а восстановление зелёного массива оставляет желать лучшего.

Истощение плодородного слоя почвы. Из-за массовой вырубки лесов и неправильной агротехники земель сельскохозяйственного назначения плодородный слой почвы неуклонно истощается. Использование химических удобрений и пестицидов ведёт к отравлению всего живого на земле.

Ещё одной актуальной проблемой для человечества является уменьшение запасов пресной воды. Этот процесс  тесно связан с  уменьшением лесных массивов и загрязнением водного бассейна отходами промышленных предприятий. Уже сегодня в бассейнах многих рек и озёр запрещено купаться, так как загрязнённость воды превышает допустимые пределы. Нехватка питьевой воды грозит экологической катастрофой.

Истребление животного мира земли. Жизнедеятельность человека особым образом влияет на сохранность животных Земли. Так вырубка лесов, загрязнение водоёмов ведёт к исчезновению многих редких животных населяющих нашу планету. Довольно много животных, которые встречались в наших лесах и полях 50 лет назад находятся на грани вымирания или же исчезли. Хотя в мире создано много заповедников, где деятельность человека запрещена, животный мир земли быстро уменьшается. К этому прикладывают свою руку и браконьеры, которые ради наживы готовы убить последнего тигра в сибирской тайге. Если этот процесс не остановить наши потомки о диких животных будут знать только по картинкам.

Научной основой охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, как грамотно обращаться с природой занимается экология. Ученые гордятся тем, что спасены и разводятся, некоторые животные.

Проблема утилизации твёрдых бытовых отходов достаточно актуальная задача на сегодняшний день. И если мы не хотим чтобы земля превратилась в одну большую свалку эту проблему необходимо решать. И хотя создаются перерабатывающие заводы, их не достаточно.

«Нам всем есть о чём задуматься. Конечно, существуют проблемы, которые можно решить лишь на правительственном уровне, однако при желании каждый из нас способен позаботиться о нашем большом доме, планете Земля, и внести посильный вклад в сохранение окружающей среды. Иначе нас ждёт…

Впрочем, здесь уместно вспомнить слова писательницы Салли Гарднер: «Если у человечества достанет ума себя уничтожить, то по крайней мере, у крыс и тараканов будут билеты в первый ряд на спектакль, в котором природа возвращает Землю себе».

 «Жизнь неукоснительно сближает нас с первоисточником всего, и никогда еще, как теперь, не раздавалось столько разнообразных призывов к природе».

 

2 часть.
 «Экологическая тема в русской  художественной литературе»

Ведущий: «Начнем вторую часть нашего библиоклуба словами Е.Евтушенко:

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»»

«Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уже тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» — писатели.

Художественная литература дает представление читателям о том, что ценность природы не исчерпывается богатством ее ресурсов. Природа входит органической частью в понятие «Родина». Так как в художественных произведениях важны не только научные факты и обобщения, но и те мысли и чувства, которые возникают в связи с этим у героев и читателей, эта литература способствует воспитанию морально- этического отношения к природе.

Человек и природа. Эта тема никогда не теряет своей актуальности. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорили многие писатели прошлых веков и современности.

Антон Павлович Чехов «Дядя Ваня»

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо». Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!

 

Леонид Леонов «Русский лес»

Современная «экологическая проза» развивается в традициях предшествующей литературы, прежде всего романа Л. Леонова «Русский лес», опубликованного в 1953 году –  произведения необыкновенно емкого и глубокого. Разрабатывая основную тему произведения, Л. Леонов проделал огромную работу: подробно изучил лесоводческие проблемы, труды классиков русского лесоводства и современные дискуссии на эту тему. Главный герой романа — Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе: «Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью». Леонов своим произведением сложил гимн русскому лесу — щедрому источнику жизни народа. Никто еще из писателей не воспел так русский лес, не показал так его значение в истории своего народа, как Леонов.

Валентин Распутин «Прощание с Матёрой»

В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить.

В его творчестве нашла отражение острейшая проблема конца XX века: разрушение природы и нравственности под воздействием цивилизации. Писатель задается вопросами о смысле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии. В повести «Прощание с Матерой» с наибольшей полнотой воплотилась русская идея соборности, слияния человека с миром, Вселенной, родом.

 

Виктор Астафьев «Царь-рыба»

В том же 1976 году увидела свет книга другого писателя-сибиряка Виктора Астафьева «Царь-рыба».  С помощью простых образов Астафьев повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах. Эта книга, принесла автору всенародное признание и мировую известность.

 

Константин Паустовский. Повести и рассказы.

«Только так, исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги». Вот что он делал всегда. Исследовал «какой-нибудь клочок нашей страны», неприметный, казалось бы, затерянный на голубых просторах родины. Зоркий наблюдатель, он видел необычное в обычном и обычное в необычном, он открывал нам прелесть каждой травинки, березки, речушки, открывал красоту сокровенную, внутреннюю, которую увидеть можно только сердцем.

Повести и рассказы Константина Георгиевича, о чем бы ни были написаны, неизменно посвящены теме человека и природы, человека и Родины. Написанные отточенным, чистейшим литературным языком, наполненные звуками, светом, переливами красок, эти проникновенные рассказы порой бывают пронзительны до слез (из тех, что читают еще в детстве, — «Теплый хлеб», «Робкое сердце»), но каждый очищает душу, воспитывает ее лучшие качества, любовь ко всему земному, взращивает в читателях стремление стать добрее, лучше.

 

Татьяна Толстая «Кысь»

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.

Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека. Роман «Кысь» был удостоен премии «Триумф» и вошел в шорт-лист премии «Русский Букер».

Человек и природа – одна их самых главных проблем, которые волнуют литературу. Чем больше люди берут от природы, тем с большим вниманием и ответственностью они должны подходить к сохранению и воспроизводству окружающей среды. Благополучие – это не только крыша над головой, автомобиль, красивая одежда. Благополучие немыслимо без здоровой пищи, без чистого воздуха, чистой воды, без радующего глаз пейзажа, без цветов и пения птиц. Мудрость состоит в том, чтобы сегодня, предрешая завтрашний день, помнить об этом.

Позвольте мне закончить вторую часть нашего библиоклуба словами Н.К.Рериха: «Все нас гонит в природу: и духовное сознание, и эстетические требования, и тело наше – и то ополчилось и толкает к природе нас, измочалившихся суетою и изверившихся».

 

3 часть.
Коллективное чтение вслух отрывков из произведения
Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

Необходимо предоставить возможность участникам библиоклуба ознакомиться с произведением заблаговременно, в целях эффективного обсуждения произведения.

Так же, заблаговременно, ведущему необходимо  подобрать отрывки из произведения (наметить закладки), в которых отображаются ответы на нижеизложенные вопросы.

Ведущий: «Предваряя чтение, хочу несколько слов о произведении. Роман «Не стреляйте белых лебедей» занимает особое место в творчестве Бориса Васильева, писателя-фронтовика, знаменитого своей пронзительной и честной прозой о войне. Это произведение, которое некоторые критики упрекали в излишнем сентиментализме, неизменно вызывает у читателя острую жалость и сострадание к судьбе главного героя и настойчиво напоминает о том, что добро уязвимо. За какое бы дело ни брался Егор Полушкин, все кончалось недоразумением. И жена, и соседи звали его не иначе как бедоносцем. Но непутевый этот мужик был наделен талантом истинного художника и собственным взглядом на жизнь, который сильно отличал его от односельчан, практичных и рассудительных. В конце концов Егор находит свое призвание, дело, которое у него получается лучше всего, — любить и заботиться о прекрасном. Став лесничим, он с особой нежностью бережет семейство белых лебедей. Но однажды в лес приходят браконьеры…»

«Прошу Вас расположиться поудобнее и не стесняться читать вслух. Давайте договоримся читать по очереди по одной странице произведения. Я предполагаю, что у всех абсолютно разная техника чтения, но несмотря на это, призываю Вас, естественно и терпеливо отнестись к процессу и попробовать получить удовольствие от чтения».  

На протяжении чтения ведущий периодически должен подбадривать чтеца и каждый раз придавать уверенности со словами: «Я в Вас верю, у Вас прекрасно получается». В случае, если чтец допускает ошибку, то необходимо подбадривать словами: «Ничего, мы все ошибаемся и все исправляемся».

 

4 часть.
Обсуждение произведения  Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

Чтобы диалог был результативным, важно следить за логикой рассуждений военнослужащих. Одним из условий ведения диалога является вовлечение в обсуждение всей аудитории. Ведущий в ходе обсуждения является дирижером диалога – он направляет обсуждение, поддерживая или нивелируя ответы: одним словом выделяет мнения, определяющие заданную тематику, и выводит диалог в заранее установленном направлении. В результате – формирование основной идеи киноклуба и выводов, заранее заданных в плане, производятся самими военнослужащими.

По ходу обсуждения помощник демонстрирует презентацию с иллюстрированными вопросами.

Ведущий: «Не стреляйте в белых лебедей» – замечательный рассказ Б.Л. Васильева, поднимающий вопрос отношений человека и природы. Произведение написано автором в 1973 году, но, к сожалению, актуально и в наши дни. Я считаю, что автор показал борьбу двух явлений: добра и зла, выраженных в том, что один герой способен купить лебедей, а другой – без сострадания убить прекрасных птиц. Книга помогает понять, что именно отдельные люди способны не только спасти природу, но и погубить ее. Борис Васильев стал выразителем православной морали в советской литературе. Свою позицию он выражал не декларативно, а так, как делали это святые отцы в своих притчах. Примеры нестяжательского отношения к жизни героев этого русского писателя не назидательно-морализаторские – даже положительные персонажи отнюдь не идеальны. Но несут в себе они образ жизни праведный. К этой мысли приводит самый простой анализ. «Не стреляйте в белых лебедей» – одно из произведений, иллюстрирующих православную идею в творчестве Васильева.

Перечень вопросов к аудитории.

  1. В чём смысл названия повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»?
  2. Какова, по-вашему, основная мысль этого произведения? Против чего восстаёт и что защищает автор?
  3. «Будет вечность, если не будет топора». Эти слова принадлежат писателю Юрию Марковичу Нагибину, который, как и Б.Л. Васильев, раскрывает нравственную проблематику в повести о современной жизни. Как эти слова соотносятся с героями произведения Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»?
  4. «О том, что такое зло и почему оно совершается, люди давно думают. А зло – оно в человеке сидит, внутри. Всяк за живот свой опасается и обижает кругом всех. Но кроме живота, Коля есть еще совесть». В центре повести образ Егора Полушкина. Странным он казался для людей, не понимали его окружающие, часто ругали, даже били друзья – шабашники за излишнюю , на их взгляд, честность и порядочность Егора. «Поступать надо не с прицелом, не для одобрения свыше, а как велит совесть». Как же совесть «велела» поступать Егору?
  5. О человеке судят по его делам, поступкам.  Мы прочли несколько сцен из повести и теперь давайте постараемся представить, что же за человек Егор Полушкин, почему он казался таким странным для окружающих?
  6. В чем смысл жизни человеческой? Как об этом говорит Б.Васильев на примере жизни главного героя?
  7. Егор Полушкин чутко вслушивается в жизнь природы, он видит и понимает её красоту, которая дорога ему способностью возвышать человеческую душу. Поэтому он не просто любуется природой — ему «хочется зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести её людям». Что подтверждают эти слова автора? Чем озабочен главный герой?
  8. Есть в повести еще действующие лица. Например, Федор Бурьянов. Над ним не смеялись, его побаивались, считали хозяином. Перед вами еще одна жизнь, одна семья. Как страшно, что такие Бурьяновы,  нередки в нашей жизни. Стремясь к наживе, обогащению, Федор  черствеет душой, становится равнодушным к работе, природе, людям. И Васильев предупреждает: равнодушные люди опасны, они жестоки. Уничтожая природу, лес, изводя тоннами рыбу, убивая самых прекрасных птиц-лебедей, Бурьянов недалек от того, чтобы поднять руку на человека. Что он и сделал в конце повести. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к людям, к природе. Расскажите, что Вы думаете об этом герое? Как Вы думаете, что чувствует этот герой, как оценивает свои поступки?
  9. Егор Полушкин противопоставлен в повести таким людям, как его свояк Фёдор Бурьянов. Писатель показывает противоположность нравственных принципов этих персонажей, рисуя их разное отношение к природе. Что главное в жизни для одного и что главное для другого героя? Кто Егор Полушкин: победитель или побеждённый?
  10. Как понимать данное высказывание: «Мы с вами при добром деле состоим, а доброе дело радости просит, а не угрюмства. Злоба злобу плодит, это мы часто вспоминаем, а вот что от добра добро родится, это не очень. А ведь это и есть главное!»
  11. Во все времена лебеди почитались как святые птицы. В большинстве стран и сегодня действуют законы по их защите – убийство лебедя считается преступлением и карается законом. Древние славяне верили, что кара за смерть птицы падает не только на убийцу, но и на весь род. Что символизируют в повести белые лебеди?
  12. Можно ли говорить о том, что повесть Васильева оптимистична?

На основании полученных ответов и сложившегося диалога, можно поблагодарить военнослужащих за активное участие в диалоге.

Ведущий: «Благодарю Вас за участие в беседе. Подводя итоги нашего библиоклуба «Человек и природа» хочу сказать несколько слов, посвященных этой теме. Человек привык считать себя вершиной творения природы, самым разумным существом на этой планете.  Но  деятельность человека, к сожалению,   часто направлена на разрушение этого мира:  атомные взрывы, загрязнение планеты, безжалостное уничтожение  лесов и животных…

Красота природы таится во всем, что нас окружает – и в солнечном дне и ласковом море, в буйной зелени садов летом. А как красива зима – даже  с  её  бесконечными  вьюгами и морозом!  Сколько совершенства  и   тончайшей красоты в одной-единственной снежинке!  А осень? Обласканная солнцем и омытая дождями, то грустная, то ворчливая, то нежная, то угрюмая…

Любовь к природе, умение наслаждаться ее дарами, забота о ней и бесконечная благодарность за все, что она создала  –  вот главное  нравственное качество   настоящего человека.   Ибо не может человек стать  совершенным, идя  лишь  на поводу  у  технического прогресса, вне природы».

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ