“Киноклуб” на тему “Право и ответственность”

«Киноклуб» на тему: «Право и ответственность»

Пособие подготовлено с целью оказания помощи заместителям командиров по работе с личным составом в обсуждении с военнослужащими темы: «Права и обязанности военнослужащего как гражданина. Ответственность гражданина и военнослужащего за свои действия».

1 часть

Вводное выступление на тему: «Право и ответственность»

Ведущий: «Несмотря на то, что все понимают ответственность за свои действия, люди не перестают совершать преступления и в частности совершают убийства… Множество писателей пытались понять, что же движет человеком решившимся на столь страшное преступление, наш великий классик русской литературы Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» очень ярко описал внутренние переживания молодого студента Родиона Раскольникова который задавал сам себе вопрос:- «Кто я? Тварь дрожащая или право имею» и вот с этим самым вопросом о «праве» решился на убийство старухи процентщице. Давайте с Вами посмотрим как это было.. »

Далее на экране демонстрируется фрагмент из фильма: «Преступление и наказание» (режиссер Лев Кулиджанов, 1969 год выпуска) – с 23:01-ой минуты  по 24:51-ую минуту фильма

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ФРАГМЕНТ

Ведущий: «Предваряя просмотр следующего фрагмента, я обращаю Ваше внимание на то, что действие происходит в средневековой Англии. В то время человеческая жизнь ценилась довольно низко, но при этом нельзя отказать в благородстве главного героя по отношению к поверженному врагу. Перед Вами ярко показаны действия так называемого народного мстителя».

Далее на экране демонстрируется фрагмент из фильма «Робин Гуд» (режиссер Ридли Скотт, 2010 год выпуска) – фрагмент с 27:15-ой минуты  по 29:41-ую минуту фильма

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ФРАГМЕНТ

Ведущий: «Знаменитый писатель Ян Флеминг наделил своего главного героя великолепными качествами – смелость, физическая сила, быстрота реакции, мужская неотразимость, но… Служба английской разведки МИ-6 наделила его правом на убийство, тем самым возложив на агента Джеймса Бонда принятия решения лишения жизни другого человека на свое усмотрение, так сказать на «благо короны»… Правильно ли это? Не последует ли за этим ощущение полной безнаказанности? И бывает ли такое на самом деле? ».

Далее, на экране демонстрируется фрагмент из фильма «Живешь только дважды» (режиссер Льюис Гилберт, 1967 год выпуска) – фрагмент с 44:48-ой минуты  по 46:46-ую минуту фильма.

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ФРАГМЕНТ

Ведущий: «Давайте рассмотрим действия еще одного народного мстителя. Да! Он не совершал убийства, казалось что делал благое дело, ял, как он сам говорил, у воров и взяточников автомобили, продавал их и вырученные деньги переводил на счет детских домов, аккуратно ведя бухгалтерию так называемых командированных расходов. Юрий Деточкин не был убийцей, но все равно с точки зрения закона он был преступником и в итоге понес наказание. Давайте посмотрим с Вами как он угонял автомобили…»

Далее на экране демонстрируется фрагмент из фильма «Берегись автомобиля» (режиссер Эльдар Рязанов, 1966 год выпуска) – фрагмент с 40:15-ой минуты  по 42:45-ую минуту фильма

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ФРАГМЕНТ

Ведущий: «А теперь давайте рассмотрим тему эвтаназии. Эвтаназия-от греческого эв-хорошо и эватос-смерть. В некоторых странах эвтаназия узаконена, а во многих, в том числе и в России законом запрещена. Избавить больного от мучений и подарить ему безболезненную смерть или продолжать бороться за жизнь в любом случае, даже если нет никаких шансов на выздоровление, продолжать поддерживать жизнь в теле с помощью специальных приборов и аппаратов находящемуся долгое время в коме и надеяться на чудо или же по настоянию близких отключить приборы и даровать человеку смерть. Вопрос, на который невозможно однозначно ответить…».

Далее на экране демонстрируется фрагмент из фильма «Вы не знаете Джека» (режиссер Барри Левинсон, 2010 год выпуска) – фрагмент с 09:30-ой минуты  по 11:54-ую минуту фильма

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ФРАГМЕНТ

2 часть.

Демонстрация фильма.

Перед просмотром фильма ведущий задает тему-вопрос, ответ на который военнослужащие должны получить в ходе просмотра кинофильма.

Ведущий: «Хочу представить Вам фильм, который будет показан полностью – «Деточки» режиссёра Дмитрия Астрахана. Трудные семьи, трудные подростки, детдом. Задумайтесь, всегда ли в детские дома попадают дети из трудных семей, а как же дети, у которых родители трагически погибли или отказались от них в младенческом возрасте. Что в душах этих детей, что ими движет, на что они способны в своем восприятии мира. Как найти тропинку в их израненные души, как найти ключи взаимопонимания, как вывести их на правильную дорогу жизни».

Демонстрация фильма «Деточки» (режиссер Дмитрий Астрахан, 2012 год выпуска) – продолжительность 1 час 40 минут

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ

В ходе просмотра ведущий наблюдает за реакцией военнослужащих, отмечая для себя наиболее эмоциональных. Выделяет их по активной реакции на яркие моменты фильма. Именно этих военнослужащих стоит задействовать в ходе обсуждения, именно им, в первую очередь, стоит задать  провоцирующие вопросы.

 

3 часть.

Обсуждение фильма по теме: «Право и ответственность».

Чтобы диалог был результативным, важно следить за логикой рассуждений военнослужащих. Одним из условий ведения диалога является вовлечение в обсуждение всей аудитории. Ведущий в ходе обсуждения является дирижером диалога – он направляет обсуждение, поддерживая или нивелируя ответы: одним словом, выделяет мнения, определяющие заданную тематику и выводит диалог в заранее установленном направлении. В результате – формирование основной идеи киноклуба и выводов, заранее заданных в плане, производятся самими военнослужащими. Правила ведения диалога формулируются военнослужащими постепенно, в процессе систематической работы. Они могут быть вывешены на плакате, могут быть оформлены в виде памятки.

Правила общего обсуждения:

  1. не говорить всем сразу;
  2. во время диалога смотреть на выступающего;
  3. реагировать жестами или знаками на реплики выступающего (согласен, не согласен, не понял);
  4. возражая или соглашаясь с человеком, выслушивать его мнение до конца;
  5. проявлять уважение к выступающему, выслушивать его мнение до конца;
  6. не допускать насмешек и недоброжелательных, обидных комментариев.

Если вышеизложенные правила относились к военнослужащим, то следующих правил должен придерживаться ведущий как руководитель, «дирижёр» диалога. Они касаются ряда организационных моментов:

  • ни одна реплика не должна оставаться без ответа;
  • диалог должен быть строго ограничен по времени;
  • необходимо стимулировать активность военнослужащих, поощрять конструктивное участие в диалоге;
  • нужно добиваться чёткости и полноты выражения военнослужащими своих мнений и мыслей.

Такое конструктивное, содержательное, равноправное общение является одним из важнейших условий всестороннего развития личности.

Заметим, что руководящая роль ведущего в процессе диалога и докучливое менторство с постоянным подчёркиванием своей доминирующей позиции – разные вещи. Не стоит думать, что ведущий должен вообще отступить на задний план, позволяя военнослужащим говорить, что вздумается. На самом деле это не так. И роль ведущего в ситуациях  диалога-обсуждения, возможно, даже значительнее, чем при стандартных формах организации диалога.

Перечень вопросов к аудитории

Ведущий:

  1. Могло ли это быть на самом деле?
  1. Что было бы, если бы это было правдой?
  1. Почему это сказка?
  1. Почему с этими детьми так получилось? Почему они начали убивать?
  1. Есть право убивать?
  1. Кто решает убить или нет?
  1. Закон – это суд с зашитой и правом на помилование -даёт шанс исправиться и осознать ошибку.
  1. А самосуд – объективно ли это?
  1. Как вы думаете: бывший полковник – прав или нет? В начале процесса изучения единоборств – нерушимое правило – только Самозащита!
  1. Офицер, покалечивший солдата, как вы думаете он получил адекватное наказание?
  1. Взорвать торговку наркотиками – это адекватное наказание?
  1. Почему вообще в обществе появляются народные мстители?
  1. Куда эта дорога вершителей самосуда ведёт? Чем это может закончиться?
  1. А если все вокруг начнут вершить самосуд? Что будет вокруг?
  1. Что было бы дальше, как вы думаете ?

На основании полученных ответов и сложившегося диалога, можно выявить среди военнослужащих лидеров мнений, понять способность адекватной реакции на приказы командиров задав провоцирующий вопрос: «Если бы вы были на месте бойцов спецназа, смогли бы вы по приказу командира открыть огонь по детям?».

Сделать соответствующие выводы, исходя из полученных ответов.

Затем поблагодарить военнослужащих за активное участие в диалоге.

Ведущий: «Благодарю Вас за участие в беседе и за откровенность. Я думаю, что точка в поиске ответов на тему «Право и ответственность»  поставлена. Закон всегда Закон. Да, многое в судебной и исполнительной системе несовершенно. Но я уверен в том, что Вы будете следовать букве закона неукоснительно и в ваших силах сделать наше общество правовым».

СКАЧАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ