30 ноября. Участие в специальном вечере, посвященном 75-летию знаменитой воздушной трассы АлСиб (Аляска- Сибирь). “Три школы моей профессии”

  

30 ноября 2017 года представители Центрального офицерского клуба Воздушно-Космических сил, посетили специальный вечер “Три школы моей профессии”, посвященный Отечественной авиации, который состоялся в Библиотеке-Культурном центре имени Антуана де Сент-Экзюпери.

Вечер начался с памятной даты 75-летия знаменитой воздушной трассы АлСиб (Аляска- Сибирь), по которой советские пилоты 1942-1945 годах доставляли для фронта из США в СССР по лэнд-лизу 8000 самолетов. Особым гостем вечера стал Заслуженный штурман-испытатель, Герой России, Леонид Попов – автор уникальной книги “Страстная неделя” – об испытателях, не вернувшихся из полёта, и который занимался изучением темы ленд-лиза и воздушной трассы АлСиб, участвовал в создании фильма, показанного гостям.

Из рассказа руководителя Библиотеки-Культурного центра имени Антуана де Сент-Экзюпери, заслуженного летчика-испытателя СССР, члена Союза журналистов СССР и России Листова М.С., принимавшего участие в мероприятиях, посвященных 75-летию знаменитой воздушной трассы АлСиб в Якутии, присутствующие узнали о малоизвестных фактах Второй Мировой войны.

Авиатрасса Аляска-Сибирь (АлСиб).

Рядом с Тихоокеанским морским маршрутом проходил воздушный путь, связавший два союзных государства и получивший название трассы АляскаСибирь (АлСиб). 9 октября 1941 года ГКО принял решение об организации воздушной перегонки самолетов из США в СССР. Из нескольких вариантов был выбран маршрут от города Фэрбэнкса на Аляске через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, Колымы и Якутии до Красноярска протяженностью порядка 6,5 тыс. км (из них по территории СССР — 5 тыс. км). Всего же от заводской площадки где-то в США до советского фронтового или флотского аэродрома получалось около 14 тыс. км. С осени 1941 года в авральном режиме силами заключённые и местных жителей развернулись подготовительные работы. Было реконструировано и построено 17 базовых, промежуточных и запасных аэродромов. В США и Канаде было построено 15 аэродромов. Сооружались узлы связи и радионавигации, метеостанции, авиационные мастерские. Движение по воздушной трассе Аляска-Сибирь было открыто 6 октября 1942 года, когда из Фэрбэнкса вылетела первая группа из 12 бомбардировщиков «Бостон». За ней последовали другие. Организовано все было следующим образом. Американские лётчики пригоняли самолёты с заводских аэродромов в город Грейт Фолс в штате Монтана. Оттуда летели через Канаду до Фэрбэнкса на Аляске. Эту часть трассы длиною более 3,5 тыс. км называли АлКан (Аляска — Канада). Неподалёку от Фэрбэнкса на авиабазе Ленд Филд располагались советская военная миссия по приёмке самолётов, а также лётчики 1-го перегоночного полка. Они принимали самолёты и перелетали через Берингов пролив на Чукотку, на аэродром в Уэлькале, где им на смену приходили пилоты 2-го перегоночного полка. И таким «эстафетным» способом, сменяя друг друга, советские летчики пяти авиаполков доводили самолёты до Красноярска. Далее боевые машины отправлялись или своим ходом или в разобранном виде по железной дороге в Европейскую часть СССР, а там разлетались по полевым аэродромам. Специально для АлСиба была сформирована 1-я перегоночная авиадивизия, состоявшая из пяти строевых и одного транспортного авиаполков. Первым начальником трассы и одновременно командиром дивизии был назначен И. П. Мазурук, известный полярный лётчик, Герой Советского Союза, участник экспедиции к Северному полюсу в 1937 году, с которым Листов М.С. был знаком. Для службы в дивизии отбирались самые опытные лётчики. Особенно ценились пилоты полярной и морской авиации. Это было обусловлено крайне сложными и тяжёлыми условиями, в которых приходилось действовать советским авиаторам. Полёты проходили в крайне сложных условиях: в дождь, снег, туман, в дыму от лесных пожаров, в жесточайшие морозы, при сильном ветре и низкой облачности. Самолёты с неотапливаемыми кабинами пилотов покрывались льдом, магнитные компасы оказывались ненадежны, точных карт не было. А под крылом самолёта — бескрайняя тундра, тайга и горы. Немудрено, что на советском участке перегоночной трассы был потерян 81 самолёт (по другим данным — 44), погибло 115 советских лётчиков. На американском участке погибло 68 самолетов. Темпы перегонки самолетов по АлСибу нарастали: 1942 год — 114 шт., 1943 год — 2465 шт., 1944 год — 3029 шт., до сентября 1945 года — 2300 шт. Всего за годы войны из США до Красноярска добралось 7908 самолетов. Среди них было 2616 истребителей П-39 «Аэрокобра», 2396 истребителей П-63«Кингкобра», 1355 бомбардировщиков А-20 «Бостон», 729 бомбардировщиков Б-25 «Митчелл». Кроме того, транспортные самолёты перевозили особо ценные грузы и дипломатическую почту. Летали по этой трассе высокопоставленные государственные деятели, дипломаты и чиновники, в том числе вице-президент США Г. Уоллес, советские послы в Вашингтоне М. М. Литвинов и А. А. Громыко.