В решении задач формирования у личного состава твердых знаний по важнейшим историческим событиям России важную роль играют лектории.
В условиях воинской части лекторий – это продуманный и распланированный на какой-то промежуток времени цикл лекций по установленной тематике для определенной категории воинов или всего личного состава части.
Организация и методика проведения лекториев по тематике «Дни воинской славы» должна отвечать требованиям организационно-методических указаний Главного управления по работе с личным составом ВС РФ, согласовываться с задачами и планами боевой и общественно-государственной подготовки.
Организация работы лектория включает в себя:
- выбор тем (практически все дни воинской славы могут послужить темой занятий);
- подбор лекторов (наше пособие поможет Вам провести лекторий на достаточно высоком уровне при соблюдении некоторых рекомендаций);
- разработку лекций или докладов (наши методические пособия разработаны подготовленными специалистами);
- оповещение слушателей;
- подготовку технических и наглядных средств и места, где проводятся мероприятие.
Выбор тем лекций и докладов определяется календарными событиями в истории страны, актуальными задачами воспитания личного состава, планами боевой подготовки. При планировании лекций и докладов следует руководствоваться тематикой, рекомендованной отделом воспитательной работы ВКС.
При организации лектория необходимо уделять постоянное внимание на планирование проводимых мероприятий по месту и времени. Если лекторий действует при клубе части, то обычно проведение большинства лекций планируется на выходные и предвыходные дни, главным образом на первую половину дня. Именно в это время большинство личного состава имеет возможность посещать занятия лектория. Если лекторий проводится в части или подразделении, то время проведения лекций выбирается исходя из действующего распорядка дня. Но любой лекторий требует определенной организационной работы со стороны командования и постоянного контроля воспитательных органов.
Тематика лекций составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения ориентировочно определяется на 3-6 месяцев вперед. С темой лекции организаторы лектория знакомят каждого выступающего за 1-2 месяца до выступления, чтобы он имел достаточное время для подготовки. К каждой лекции подбираются соответствующие наглядные пособия, с которыми предварительно знакомится сам лектор.
В настоящее время огромную роль играет аудивизуальное сопровождение лекций и докладов, их подбор и подготовка. При этом руководителю занятий нужно исходить из того, в каком аспекте он планирует преподнести материал слушателям.
Так, события в блокадном Ленинграде в 1941-1944 гг. можно изложить и с точки зрения глобальных вопросов стратегии военных действий, и с точки зрения (воспоминаний) бойцов на фронте, и через воспоминания простых жителей-блокадников. Данный подход применим практически ко всей тематике Дней воинской славы.
В нашем методическом пособии мы постараемся оказать помощь руководителям занятий в этом вопросе путем предоставления различных аудиовизуальных материалов с различными подходами к изучаемым моментам истории (через ссылки для скачивания на нашем сайте clubvks.ru в разделе «Кабинет военно-патриотической работы и работы с ветеранами» на вкладке «Методические материалы»).
Сегодня наша страна переживает нелегкие времена. В этих условиях особенно необходима активно организованная помощь каждому молодому человеку в сохранении и укреплении чувства гордости и любви к своему Отечеству.
Отечественная история богата примерами к фактам борьбы за свободу и независимость Родины, именами великих полководцев и рядовых воинов, эпизодами победоносных битв и сражений, событиями революционных потрясений, великими достижениями и открытиями, славными традициями русской армии, восходящими к временам сражений с многочисленными завоевателями.
“История дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судиям – правосудия, младым – старших разум, престарелым – сугубую твердость в советах”. М.Ломоносов
Лекция и рассказ – ведущие формы учебы в системе ОГП. Предшествуя, как правило, другим формам проведения занятий, они имеют много общего, сохраняя при этом существенные различия. Проведение учебных занятий с военнослужащими в методических рамках этих форм предполагает:
1. Глубокое знание руководителем группы теоретического и фактического материала (содержания) лекции или рассказа.
2. Уверенное владение основными способами изложения материала:
Индукция – способ изложения от частного к общему, от отдельных, конкретных фактов, событий, жизненных примеров к обобщающим выводам.
Дедукция – способ рассуждения от общего к частному: вначале выдвигается теоретическое положение, которое предстоит усвоить, а затем в качестве аргументов к нему приводятся частные посылки, примеры и факты. Например, от причин неудач Красной Армии в начальном периоде Великой Отечественной войны к конкретным проблемам воинского коллектива.
Концентрический способ предполагает изложение учебного материала вокруг единого центра, которым является поставленная проблема. Суть основной идеи формулируется уже в начале, но не полностью, не во всей совокупности связей, а в общей форме. В ходе изложения руководитель группы все время возвращается к ней, обнаруживая с помощью примеров ее различные стороны и грани, обогащая их новыми характеристиками. В конце лекции руководитель возвращается к формулировке основной идеи и дает возможность военнослужащим осмыслить ее во всей совокупности выявленных связей.
Способ аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллели проводятся с тем, что хорошо известно обучаемым. Это способствует лучшему пониманию материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.
Ступенчатый способ рассчитан на последовательное раскрытие проблемы, когда изложение осуществляется как бы ступенями от одной идеи к другой. При этом каждая из них, будучи обоснованной самостоятельно, служит исходным пунктом для разъяснения последующей, а в конечном счете изложение сводится к раскрытию той главной идеи, которая определила цель лекции.
Хронологический способ – разновидность ступенчатого метода построения лекции. Наиболее удобен в лекциях по исторической тематике. Он предполагает описание и анализ места, времени и участников событий, их влияние на ход истории и современность.
3. Логичность речи:
- структурность изложения, четкое деление материала лекции (рассказа) на части, разделы, смысловые блоки, каждому из которых соответствует тезис со своей аргументацией;
- строгая иерархия тезисов, соблюдение последовательности изложения, чтобы одно положение “вытекало” из другого;
- наличие причинно-следственной или хронологической связи между смысловыми блоками лекции (рассказа), соединение их в единую систему;
- обозначение границы блока короткими (не более 4 – 5 слов) предложениями-фиксаторами (выводами) с кратким обобщением или повтором исходного тезиса;
- “сквозное” прослеживание в системе тезисов и аргументов основной идеи лекции (рассказа);
- объективность и обоснованность выдвигаемых положений, отсутствие утверждений, не подкрепленных проверенными фактами и логическими рассуждениями;
- богатство и качество аргументации.
4. Простота и ясность изложения учебного материала:
- пользоваться четкими, легко запоминающимися формулировками;
- не увлекаться научной терминологией в неподготовленной аудитории, разъяснять слушателям необходимые специальные термины. Число новых понятий, вводимых на лекции, должно быть ограничено (с солдатами — 2-3).
5. Краткость изложения:
- формулировать мысль сжато, не употреблять слов, не несущих смысловую нагрузку;
- цитаты использовать ограниченно (в качестве научных определений, для подтверждения выдвинутого положения, иллюстрации вопоминаний);
- не перегружать лекцию фактическим материалом. Факты должны быть проверенными и помогать раскрытию темы. Цифры округлять, давать в сравнении и записывать на доске. Это придает цифре зрительный образ и привлекает внимание слушателей.
6. Культура речи:
- не засорять речь “словами-паразитами” (вот, значит, ну, так сказать и т.д.), они раздражают и отвлекают внимание;
- соблюдать нормы литературного языка, правильно делать ударение в словах;
- не употреблять без надобности иностранные слова, когда есть соответствующие им понятия в русском языке;
- грамматически правильно строить предложения. Длинные фразы воспринимаются с трудом;
- избегать канцеляризмов, например, “согласно вышеизложенному”, “в связи с рассмотренной проблемой”, “принимают активное участие в борьбе за повышение” и т.д.;
- не употреблять без нужды и меры одни и те же слова и словосочетания. Слушатели быстро привыкают к ним в результате чего теряется образность выражений;
- обогащать речь крылатыми словами, пословицами, поговорками, образными сравнениями. При этом пословица, должна быть легка для произношения и хорошо восприниматься на слух.
7. Эмоциональность выступления:
- использовать эффект “психического заражения”, увлекать слушателей своими чувствами, эмоциями при изложении учебного материала;
- умело применять мимику и жесты, дополняя ими чувства и мысли.
- выбирать соответствующую содержанию материала интонацию, темп и паузы в речи, тон голоса;
- умело применять художественную и мемуарную литературу, используя приемы цитирования, краткого пересказа, ссылки на художественные или исторические образы.
8. Применение методических приемов для поддержания внимания и активизации мыслительной деятельности слушателей. К их числу можно отнести приемы «неожиданности», «провокации», «гиперболы», «интриги», «апелляции к авторитету», «сопереживания», «неформальности», «драматизации», «прямого включения», «юмора», «Прерывания речи», «паузы».
9. Уверенное, свободное поведение руководителя за трибуной (в аудитории), обеспечивающее ему доверие и хороший психологический контакт со слушателями.
10. Использование классной доски, наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания.
Графическое изображение является самым гибким и доступным средством наглядности. Его главное достоинство – оформление по мере развития мысли.
Войсковая практика проведения занятий по общественно-государственной подготовке показывает, что на подготовленных слайдах целесообразно записывать и представлять:
- название и вопросы лекции (рассказа).
- рекомендуемую литературу (автор, название источника, страница и др.);
- имена и фамилии исторических, политических и военных деятелей, ученых, писателей, неизвестных ранее большинству слушателей, даты и географические названия (в именительном падеже);
- новые и трудные для восприятия термины и понятия;
- схемы, графики, таблицы;
- важные для раскрытия темы цитаты и т.д.
Наглядные пособия следует использовать:
- для разъяснения основных вопросов лекции (в перегруженной пособиями лекции слушатели теряют ее главную идею. Поэтому в течение занятия обычно используют 2-3 пособия);
- одновременно с рассказом, дополняя устное изложение наглядно-образным;
- как иллюстрацию к высказанным положениям;
- как выводы из анализа этих положений;
- как звенья, скрепляющие отдельные разделы лекции.
Не рекомендуется развешивать пособия в аудитории до начала лекции (рассказа), т.к. это отвлекает внимание слушателей. Демонстрировать наглядное пособие следует лишь тогда, когда оно необходимо по ходу выступления. Исключение составляют географические карты и другие пособия, которые помогают уяснить тему в целом.
11. Установление “обратной связи” с аудиторией, стимулирование слушателей к постановке вопросов по содержанию излагаемого материала:
- в ходе лекции (рассказа) – при изложении наиболее важных вопросов использовать проблемную форму подачи материала и смысловые психологические паузы, поощрять “хорошие” вопросы, способствующие более глубокому раскрытию темы;
- в конце занятия – специально отводить 3 – 5 минут для ответов на вопросы слушателей.
Дополнительная информация