“Киноклуб”

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
(методическая разработка)
федерального бюджетного учреждения культуры и искусства «Центральный офицерский клуб Воздушно-космических сил»
Министерства обороны Российской Федерации
«КИНОКЛУБ»

Представлена в методический отдел Культурного центра Вооруженных сил Российской Федерации им. М. В. Фрунзе для участия в X Всероссийском конкурсе на лучшие практические результаты культурно-досуговой деятельности учреждений культуры Российской Федерации «ЗОЛОТОЙ СОКОЛ – 2016» в номинации «лучшая методическая разработка».

Идея проведения «Киноклуба» родилась в самом начале 2016 года, в рамках реализации Указа Президента РФ № 503 от 7 октября 2015 года «О проведении в Российской Федерации Года Российского кино». Помощь в подготовке сценария и материалов для киноклуба оказывал киновед, режиссер и практикующий преподаватель.

В подготовке методического пособия принимали участие сотрудники федерального бюджетного учреждения культуры и искусства «Центральный офицерский клуб Воздушно-космических сил» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФБУ «ЦОК ВКС»): начальник Центрального офицерского клуба ВКС Сударев В.П., заведующий методическим кабинетом (культурно-досуговой работы) Яковлев Е.С., начальник группы (культурного обслуживания войск) Яковлева Ю.Л., режиссер телеканала «Культура» и преподаватель МГЛИ Сидоренко С. Ю.

Куратор проекта: заместитель главнокомандующего ВКС по работе с личным составом генерал-майор Казакевич А.А.

«Киноклуб» представляет собой культурно-досуговое мероприятие, состоящее их трех частей:

  • лекция, предваряющая кинопоказ;
  • демонстрация художественного фильма;
  • обсуждение фильма.

Формат «Киноклуба» основан на такой форме культурно-досуговой работы, как «тематический вечер», отличительной особенностью которой является то, что в процессе происходит комплексное решение задач воспитания, развития, обучения, развлечения и отдыха.

«Киноклуб» – это одно из немногих культурно-досуговых мероприятий, оказывающих глубокое эмоциональное воздействие на его участников. В современной педагогической практике кино терапию применяют как инновационные технологии для эффективного психолого-педагогического сопровождения всех участников воспитательного процесса на индивидуальном и групповом уровнях. Отличительная особенность «Киноклуба» – это активный просмотр фильма, позволяющий через эмоциональную составляющую закреплять в сознании военнослужащих определенную идею, сформированную в процессе работы с личным составом по тем или иным вопросам: будь то борьба с негативными явлениями в обществе: наркотики и пьянство, либо негативные настроения в небольших группах: суицид и т.д., либо общественно-политическая тематика: право и ответственность, наказание и т.д.

Очень важна третья часть «Киноклуба» – обсуждение через диалог. И здесь важна способность ведущего организовать коллективный процесс познания, при котором «воспитание теряет неприятный привкус чего-то навязанного, скучного, становится захватывающим коллективным процессом познания. Оно протекает в обстановке непринуждённости и в то же время высокой дисциплины, которая создаётся уважением к ведущему и сослуживцам, увлечённостью процессом познания».

Современные молодые люди в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач и фильмов. Символическое содержание, представленное в экранных образах, оказывает глубокое воздействие, являясь альтернативным источником познания мира, способствующим формированию определенных жизненных принципов и ценностей. Кино является с одной стороны – яркой формой отражения опыта и социальных установок, а с другой – наиболее распространенной формой досуга. «Киноклуб» является сложной формой культурно – досуговой работы: он представляет собой идейно и сюжетно организованную цепь устных выступлений и зрительных образов, связанных между собой композицией и режиссерским ходом.

Живое слово – является главным средством раскрытия темы: это достигается посредством лекции, предворяющей просмотр фильма и дискуссии (беседы), организованной после просмотра. Оно выполняет основную смысловую и познавательную функцию вечера. Живая речь отражает не только мысли, но и чувства говорящего, и если выступление выразительно, оно влияет на аудиторию, заставляет активно сопереживать. Эффективность дискуссии (беседы) оценивается не в количестве участвующих в ней, а в количестве присутствующих, так называемых «пассивных участников».

Важный момент для ведущего состоит в том, чтобы не упустить первую реакцию аудитории, эмоциональную волну, вопросы и мнения, назревшие в ходе просмотра. Во время обсуждения ведущий должен занимать максимально нейтральную позицию, не давать оценивающих ответов. Формировать вопросы нужно таким образом, чтобы на них нельзя было ответить однозначно. Поощрять каждое мнение. Удачный вопрос стимулирует военнослужащего к работе в обстановке сотрудничества. Приоритет при этом отдаётся таким вопросам, которые предполагают варианты ответов военнослужащих. Преимущество должно отдаваться вопросам открытого типа, стимулирующим мышление. Открытый вопрос – это вопрос, на который нельзя ответить однозначно и кратко, он требует какого-то объяснения, мыслительной работы. Такие вопросы начинаются со слов «почему», «зачем», «каким образом» и т. п., а это предполагает развёрнутый ответ в свободной форме. Открытые вопросы задаются с целью получить дополнительные сведения или выяснить реальные мотивы и позицию военнослужащего. Организуя диалог, ведущий должен придерживаться определённых этапов: задать вопрос, выслушать отвечающего, но не оценивать его ответ, а узнать мнения других военнослужащих. Комментируя и обобщая ответы, ведущий организует обсуждение высказанных мыслей, по возможности заостряя противоречия между ними.

Для ведущего (заместителя командира по работе с личным составом) при подготовке важно осознавать задачи «Киноклуба»:

  1. сделать просмотр кинофильма осознанным: посредством предварительной лекции задать тему просмотра и поставить перед аудиторией вопросы, ответы на которые необходимо найти в фильме;
  2. на фоне высокого эмоционального накала после просмотра фильма, направить тематику обсуждения в заданное русло;
  3. в процессе обсуждения фильма, выявить наиболее активных военнослужащих для того, чтобы в последующем привлекать их к проработке иных тем;
  4. в процессе обсуждения фильма, выявить военнослужащих с негативным восприятием с целью проведения воспитательной работы.

Относительно практической стороны организации «Киноклуба» следует отметить, что каких-либо препятствий со стороны закона не имеется. В соответствии с пунктом 2 статьи 1274 ГК РФ, допускается, без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью. Следовательно, киноленты, демонстрируемые в рамках «Киноклуба», могут воспроизводиться на законных основаниях без каких бы то ни было дополнительных денежных вложений. Сам этот фактор является, бесспорно, достаточно сильным стимулом для дальнейшего развития и функционирования «Киноклуба», поскольку финансовый аспект не может рассматриваться – как препятствие, затрудняющее многие иные начинания и инициативы, а успех зависит в основном от профессионализма работника группы культурного обслуживания войск.

Преимущество «Киноклуба» состоит еще и в том, что для его проведения необходим только экран и проектор. Обсуждение и демонстрацию фильма можно проводить как в клубе, так и в любом помещении, в котором есть возможность затемнения.

Тематика «Киноклуба» чрезвычайно разнообразна и не должна быть оторванной от плана культурно-воспитательной работы, разрабатываемого на месяц или перспективного плана, рассчитанного на более длительный период.

Методическим отделом ФБУ «ЦОК ВКС» разработан план проведения целого ряда киноклубов, раскрывающих и прорабатывающих различные темы. Проведение «Киноклуба» предполагает большую подготовительную работу к нему:

  • должен быть выбран художественный фильм для просмотра,
  • определен план вступительного слова-лекции,
  • сформирована подборка фрагментов из кинофильмов.

К каждой методической разработке прилагается видео материал: художественный фильм и фрагменты из фильмов, демонстрирующийся в ходе лекции.

В 2016 году сотрудники ФБУ «ЦОК ВКС» посетили с «Киноклубом» более 10 гарнизонов ВКС, собрали массу положительных отзывов и получили неоценимый опыт. На основании чего и была подготовлена данная методическая разработка.

СКАЧАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ