«Киноклуб» на тему: «Современные российские режиссеры о подвиге, чести, достоинстве и верности воинскому долгу»

Пособие подготовлено с целью помочь заместителям командиров по работе с личным составом в обсуждении с военнослужащими темы: «Подвиг и верность воинскому долгу».

1 часть.

Лекция на тему: «Современные российские режиссеры о Подвиге, чести, достоинстве и верности воинскому долгу».

Ведущий: «Несмотря на то, что после окончания Великой Отечественной войны прошло уже более 70 лет, тема победы советского народа продолжает волновать отечественных кинорежиссеров. Важен тот факт, что фильмы о войне снимают относительно молодые люди, которые не могли принимать участие в военных событиях просто потому, что они появились на свет, когда война уже закончилась. И пусть критики осуждают и подвергают сомнению реализм современных фильмов о войне, важно другое: современные актеры, наши современники становятся героями войны. Именно это позволяет приблизить и вновь оживить события Великой Отечественной войны.»

Далее на экране демонстрируется фрагмент из фильма: «Сталинград» (режиссер Федор Бондарчук, 2013 год выпуска) – с 97-ой минуты по 100-ую минуту фильма

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ФРАГМЕНТ

Ведущий: «Предваряя просмотр следующего фрагмента, я обращаю Ваше внимание на то, что в нем делается фантастические предположение о том, что, если бы современные молодые люди оказались бы на фронтах Великой Отечественной, то они повторили бы подвиг своих отцов».

Далее на экране демонстрируется фрагмент из фильма «Мы из будущего» (режиссер Андрей Малюков, 2008 год выпуска) – фрагмент с 20-ой минуты по 23-ью минуту фильма

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ФРАГМЕНТ

Ведущий: «Нынешний взгляд на события Великой Отечественной войны, основанный на новых фактах ее истории, стал доступным в последнее время. В частности, в следующем фрагменте речь идет о переходе некоторых немецких солдат на сторону белорусских партизан».

Далее, на экране демонстрируется фрагмент из фильма «Франц плюс Полина» (режиссер Михаил Сегал, 2006 год выпуска) – фрагмент с 25-ой минуты по 27-ую минуту фильма.

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ФРАГМЕНТ

Ведущий: «В современном взгляде на войну находится место и юмору. В фильме А. Рогожкина «Кукушка» волею судеб, в хижине бедной саамской женщины, оказываются контуженный советский солдат и финский снайпер, прикованный фашистами к скале и чудом освободившийся.»

Далее на экране демонстрируется фрагмент из фильма «Кукушка» (режиссер Александр Рогожкин, 2002 год выпуска) – фрагмент с 44-ой минуты по 47-ую минуту фильма

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ФРАГМЕНТ

Ведущий: «В новом фильме, «ремейке» экранизации повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», подвиг взвода девушек-зенитчиц обрел новый смысл: память о нем стала еще ярче. Люди не только не забыли великой жертвы, принесенной во имя их собственной жизни. Они прославляют эту жизнь. Первая экранизация фильма по повести Б. Васильева была создана 43 года назад. Мы живем уже в другом веке. У нас, а у режиссеров и подавно, имеются первоклассные технические средства для качественной передачи своих мыслей посредством кинокамеры и фотоаппарата. Старая экранизация повести «А зори здесь тихие…» – это дань ушедшему времени. Она нравится людям, которые привыкли жить прошлым, которым не хочется ничего менять, у них отмечена ностальгия по советскому хорошему и доброму времени. Фильм, снятый в 2015 году по легендарному произведению Бориса Васильева, отвечает духу нынешнего времени. Яркие цвета, жизнь, бьющая ключом, сверкающая и красочная. Мы уже не живем в черно-белом мире советского прошлого».

Далее на экране демонстрируется фрагмент из фильма «А зори здесь тихие» (режиссер Ренат Давлетьяров, 2002 год выпуска) – фрагмент с 3-ей минуты по 5-ую минуту фильма

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ФРАГМЕНТ

2 часть.

Демонстрация фильма.

Перед просмотром фильма ведущий задает тему-вопрос, ответ на который военнослужащие должны получить в ходе просмотра кинофильма.

Ведущий: «Хочу представить Вам фильм, который будет показан полностью – «Звезда» режиссёра Николая Лебедева. Великая Отечественная война – это такое событие в истории нашей страны, которое является стержнем нашего самосознания. Что помогло одержать Победу нашему народу? Все великие отечественные военачальники отмечали, что наряду с военной и технической подготовкой, главное условие победы в войне – Духовность. Сила Духа – откуда она? Готовность к Подвигу.. Верность воинскому Долгу… Патриотизм….Не пустые слова – это состояние души… Прошу Вас задуматься об этом и после просмотра фильма поговорим».

Демонстрация фильма «Звезда» (режиссер Николай Лебедев, 2002 год выпуска) – продолжительность 1 час 40 минут

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ

В ходе просмотра ведущий наблюдает за реакцией военнослужащих, отмечая для себя наиболее эмоциональных. Выделяет их по активной реакции на яркие моменты фильма. Именно этих военнослужащих, которых стоит задействовать в ходе обсуждения, именно им в первую очередь стоит задать провокационные вопросы.

3 часть.

Обсуждение фильма по теме: «Подвиг, честь, достоинство и верность воинскому долгу».

Чтобы диалог был результативным, важно следить за логикой рассуждений военнослужащих. Одним из условий ведения диалога является вовлечение в обсуждение всей аудитории. Ведущий в ходе обсуждения является дирижером диалога – он направляет обсуждение, поддерживая или нивелируя ответы: одним словом выделяет мнения, определяющие заданную тематику и выводит диалог в заранее установленном направлении. В результате – формирование основной идеи киноклуба и выводов, заранее заданных в плане, производятся самими военнослужащими. Правила ведения диалога формулируются военнослужащими постепенно, в процессе систематической работы. Они могут быть вывешены на плакате, могут быть оформлены в виде памятки.

Правила общего обсуждения:

  1. не говорить всем сразу;
  2. во время диалога смотреть на говорящего ;
  3. реагировать жестами или знаками на реплики говорящего (согласен, не согласен, не понял);
  4. возражая или соглашаясь с человеком, выслушивать его мнение до конца;
  5. проявлять уважение к говорящему, выслушивать его мнение до конца;
  6. не допускать насмешек и недоброжелательных, обидных комментариев.

Если вышеизложенные правила относились к военнослужащим, то следующих правил должен придерживаться ведущий как руководитель, «дирижёр» диалога. Они касаются ряда организационных моментов:

  • ни одна реплика не должна оставаться без ответа;
  • диалог должен быть строго ограничен по времени;
  • необходимо стимулировать активность военнослужащих, поощрять конструктивное участие в диалоге;
  • нужно добиваться чёткости и полноты выражения военнослужащими своих мнений и мыслей.

Такое конструктивное, содержательное, равноправное общение является одним из важнейших условий всестороннего развития личности.

Заметим, что руководящая роль ведущего в процессе диалога и докучливое менторство с постоянным подчёркиванием своей доминирующей позиции – разные вещи. Не стоит думать, что ведущий должен вообще отступить на задний план, позволяя военнослужащим говорить, что вздумается. На самом деле это не так. И роль ведущего в ситуациях диалога-обсуждения, возможно, даже значительнее, чем при стандартных формах организации диалога.

Перечень вопросов к аудитории

Ведущий:

  1. Оказавшись на месте героев фильма, как бы Вы себя повели?
  2. Имели ли они право нарушать приказ ради выполнения задания?
  3. Могли ли герои выжить в сложившейся ситуации?
  4. Какие нарушения приказа в действиях героев вы заметили?
  5. Имели ли они право «брать языков»?
  6. Верите ли Вы в то, что фильм основан на реальных событиях?
  7. Можно ли было брать в разведку неопытного человека?
  8. Правильно ли поступили герои, не взяв с собой девушку-профессионального радиста?
  9. Кажутся ли Вам «близкими» герои фильма?
  10. Нет ли в аудитории людей, чьи деды или другие родственники сражались на франтах Великой Отечественной войны? Если да, расскажите о них.

На основании полученных ответов и сложившегося диалога, можно поблагодарить военнослужащих за активное участие в диалоге.

Ведущий: «Благодарю Вас за участие в беседе и за откровенность. Я думаю, что точка в поиске ответов на тему «Подвига и Верности воинскому Долгу» не поставлена. Это Великая Загадка. И я уверен в том, что Вы будете разгадывать ее и дальше».

СКАЧАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ