«Библиоклуб» на тему: «ИГРОМАНИЯ = ЗАВИСИМОСТЬ» на примере литературного произведения Л.Н. Толстого «Записки маркера»

«Библиоклуб» на тему: «ИГРОМАНИЯ = ЗАВИСИМОСТЬ» на примере литературного произведения Л.Н. Толстого «Записки маркера»

Пособие подготовлено с целью оказания помощи заместителям командиров по работе с личным составом в обсуждении с военнослужащими темы: «Игромания».

1 часть.
Лекция на тему:
«Игромания=Зависимость».

Ведущий: «Что такое игромания? Кто ей подвержен? Как развивается и влияет на жизнь зависимость от азартных игр? Игромания или лудомания (лат.), гемблинг (анг.) — это расстройство психики, характеризующееся неконтролируемой тягой к игре на деньги. Со временем изменения в поведении во многом определяют дальнейшую жизнь личности. По Международной классификации болезней (МКБ) считается «патологическим влечением к азартным играм». Приравнивается к зависимости от алкоголизма и наркомании. В зависимость чаще попадают мужчины, меньше — женщины, но у них болезненное влечение протекает в более тяжелой форме. Широко распространена в мире. Больше всего таких людей в Гонконге, США и Канаде. В России — не более 2%. На деньги можно играть где угодно и во что угодно, даже в шахматы и шашки. Серьезные игроки предпочитают казино, ипподром или бильярд. Для большинства самыми доступными стали карты, всевозможные лотереи, игровые автоматы. Особый, вызывающий тревогу специалистов и родителей вид зависимости, — компьютерные игры, в которые массово вовлекаются через интернет подростки. Деньги на них тратятся не такие большие, но вред неустоявшейся детской психике они наносят огромный.»

По ходу рассказа ведущего, помощник демонстрирует презентацию «Игромания=Зависимость», останавливаясь на слайдах, о которых идет повествование.

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

(В ходе лекции освещаются такие вопросы, как: что такое игромания и какие виды игромании существуют, как развивается игромания – этапы болезни, причины развития игромании, признаки зависимого от игромании человека, степени одержимости игромана по нарастанию зависимости, способы борьбы с игроманией.)

…… Рассмотрим, как развивается зависимость игромания:

Увлечение. Многие любят азартные игры, наверное, не найдется такого человека, который хоть раз в своей жизни не играл в карты на деньги. Кто-то не придал этому большого значения, для него это осталась всего лишь легкая забава, развлечение на досуге. Веселым препровождением времени, когда необходимо встряхнуться, испытать гамму ярких чувств, которых так не хватает в будничной жизни. Этого вполне достаточно, чтобы снять усталость и отвлечься от житейских забот. Большинство таких людей самодостаточны и способны контролировать свои эмоции.

Зависимость. Некоторые зацикливаются на азарте, бурно переживают свой проигрыш. Лукавая мысль, возможность отыграться, заставляет снова садиться за стол. А если еще выпадет большой куш, тут уж радости нет предела, правда, чаще всего он быстро спускается. Человек опять на мели, а так хочется вновь поймать удачу. Денег уже нет, нужно занимать или еще каким-то неправедным способом их находить, чтобы снова замаячила призрачная надежда на выигрыш. Появляется психологическая зависимость от игры.

Патология. Человек постепенно втягивается в порочный круг игромании. Она становится сплошной головной болью. Скандалы в семье не заставляют отказаться от игры, защитный психологический тормоз уже не срабатывает, не помогает остановиться. Происходят серьезные изменения в психике и организме. Безобидное на первый взгляд увлечение переходит в патологическую форму зависимости.

Важно! Чтобы вовремя остановиться, нужно уметь контролировать свои эмоции. Игроман зацикливается не на самом проигрыше, а на желании отыграться. Умейте держать себя в руках!

……..Причины, по которым человек становится зависимым от азартных игр: имеют социальное происхождение и кроются в психологических особенностях личности. Рассмотрим основные причины игромании:

Социальные корни игромании.

Во многих странах азартные игры официально разрешены, однако в специально отведенных местах. Игорный бизнес способствует развитию пагубной страсти, вовлечению в него многих людей.

Другим не менее важным фактором стало увлечение компьютерными играми. Особую опасность представляют они для молодежи. Об этом уже говорят психологи и медики, высока вероятность, что подростки, проводящие много времени за «азартным» компьютером, зачастую игнорируя даже учебу, станут игроманами.

Психологические причины зависимости. Основной причиной является лабильная психика, ее неустойчивость сказывается на поведении любителя азартных игр. Желание непременно отыграться после крупного проигрыша подогревает мысль, что это всего лишь временная полоса неудач, обязательно повезет. Надежда на крупный выигрыш незаметно овладевает натурой. Всепоглощающая страсть захватывает полностью, негативно сказывается на отношениях в семье, возникают проблемы на работе. Походы в казино или другие «игровые» места резко увеличиваются, в разы возрастают суммы проигранных денег. Социальная значимость личности заметно снижается, но это ее совсем не тревожит, так как уже сформировалась патологическая зависимость от азартных игр.

Одиночество. Человек — существо социальное, потому всегда стремится к общению, а игра — это один из способов коммуникации. Она может доставить массу ярких эмоций и скрасить жизнь. Возможность выиграть большие деньги на первых порах не представляется важной. В сочетании с психологическими особенностями своего характера такая личность может стать заядлым игроманом.

Неудовлетворенность. Возникает от череды жизненных неудач, связанных, прежде всего, с неуверенностью в себе. Человек стремится уйти в ирреальный мир, компьютерные игры представляют ему такую возможность. Окунувшись в атмосферу иллюзии, он чувствует себя сильным, смелым, удачным, чего так не хватает в реальности. Другой причиной может стать маленькая зарплата. Денег хронически не хватает, а, допустим, на тотализаторе есть вероятность сорвать куш.

Вредные факторы. Курение, алкоголизм, наркомания не являются определяющими, но в известной мере могут подтолкнуть к зависимости от игромании.

Сексуальная неудовлетворенность. Если в силу каких-либо причин сексуальная жизнь не ладится, организм мало вырабатывает «гормон радости» — эндорфин. Однако его выделяется много, когда испытывается сильное возбуждение при игре. Человек может находиться в состоянии эйфории, это ему нравится, а потому вполне может стать игроманом.

……Признаки зависимого человека: Таких много, они перекликаются с симптомами алкоголизма и наркомании. Среди наиболее заметных выделяют:

Беспредметная раздражительность и нервозность;

Повышенная возбудимость;

Вспыльчивость, когда отрывают от игры;

Сужение круга интересов — молодой человек, если учится, может прогуливать занятия;

Равнодушие к просьбам близких людей, связано с невозможностью оторваться от компьютера;

Не следит за собой, небрежно одет;

Вечные долги, ведущие к конфликтам в семье;

Выманивание денег у близких и знакомых;

Нередко из дома выносятся вещи, на работе совершаются растраты, что приводит к конфликту с законом;

Авантюризм, когда принимается необдуманное решение;

Коварность, ради достижения своей цели уже ни перед чем не останавливается, скрывая свои плохие поступки под личиной доброжелательности.

……………Рассмотрим степени одержимости игромана по нарастанию симптомов:

Начальная стадия. Человек играет периодически и не зацикливается на игре. Появление зависимости. Игра становится смыслом жизни. Начинаются крупные проигрыши, появляются большие неоплаченные долги.

Упадок духа. На этой стадии разрываются связи с семьей и друзьями. Репутация окончательно испорченная, теряется работа. Человек не в состоянии адекватно оценить свои поступки, свою вину в случившемся перекладывает на окружающих. Нарастает паника, нередко начинаются приступы раскаяния, но заканчиваются безрезультатно.

Безнадежность. Последняя самая опасная стадия, когда зависимый начинает сильно пить и возможны попытки суицида. Личность деградирует, возникают приступы безумия, как результат — психиатрическая лечебница.

Важно! Когда появляются первые внешние признаки, что человек бездумно играет, близким следует незамедлительно уговорить его обратиться к психологу.

…………Способы борьбы с зависимостью от игромании.

Игроман так же тяжело поддается лечению, как больной алкоголизмом и наркоманией. Уговорить его обратиться за помощью к специалисту нелегко, но за него стоит бороться. И тут крайне важна поддержка семьи. Не суровый окрик и злорадство, вот, мол, доигрался, а я же тебе говорил(а), что твои игры до хорошего не доведут, а только неназойливое, мягкое и внимательное отношение поможет близкому человеку избавиться от вредной привычки. Рассмотрим по-настоящему действенные способы, которые помогут избавиться от игромании:

Группа Анонимных игроков. Если не наступила патологическая форма зависимости, человек может ходить в такое общество. Такие сообщества давно уже существуют наряду с объединениями Анонимных алкоголиков и наркоманов. Там с проблемными людьми работают по американской программе двенадцати шагов. Главное в ней — это суметь встать над своей ложной гордыней, посмотреть правде глаза, чтобы признаться самому себе, и в кругу таких же, как сам, громко сказать: «Да, я зависимый от игромании». Через подобные группы прошли тысячи подвластных своим порокам, и многие вернулись к нормальной жизни. Однако, если нет упорной работы над собой по предложенной программе, надеяться на чудо не стоит. Только постоянные занятия и общение с находящимися на пути выздоровления могут привести к положительному результату.

Медикаментозное лечение. При патологических формах игромании зависимого от нее помещают в стационар. Назначается медикаментозное лечение. Чтобы облегчить состояние пациента, ему назначают антидепрессанты, транквилизаторы и нейролептики. Главная задача — посредством лекарств привести больного в адекватное состояние, когда он придет в себя, подключается психотерапевт и происходит коррекция всех психических процессов пациента по уже рассмотренным схемам.

Если болезнь зашла далеко, как лечить игроманию, может посоветовать только психолог или врач-психиатр.

………Помощь в борьбе с игроманией окажут такие методы психотерапии:

Гештальт-терапия: с помощью психолога человек приходит к пониманию, что раньше он исповедовал ложные ценности, которые сделали его жизнь проблемной.

Когнитивно-поведенческая психотерапия: психотерапевт стремится закрепить в сознании пациента новый центр позитивных образов. избавление от старых стереотипов мышления и закрепление новых.

Лечение гипнозом: когда гипнотизер вводит человека или группу людей в состояние транса, а потом внушает нужные установки.

….Зависимость от игромании имеет социальные корни, однако приводят к ней внутренние мотивации и установки, а также особенности психики личности. Причин, почему человек увлекается азартными играми, много, но все они в конечном итоге заканчиваются тяжелой формой регрессии, имеющей отчетливо выраженную патологию. Вред игромании заключается в том, что она наносит огромный ущерб здоровью, чтобы индивид смог вернуться к нормальному образу жизни, ему необходимо пройти длительный курс реабилитации, который может стать успешным только при действенной поддержке семьи и близких.

Ведущий: А сейчас мы посмотрим небольшой видеоролик про жизнь и творчество Льва Толстого.

 

2 часть.
«Лев Толстой. Удивительная жизнь гениального писателя.

Демонстрация видеоролика26.18 мин

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОРОЛИК

Ведущий: теперь я вкратце расскажу вам об истории написания произведения «Записки маркера»

 

3 часть
Лекция на тему:
«История написания рассказа «Записки маркера».

Ведущий: «Знакомы ли вы с творчеством А.Толстого? Кто читал его произведения? Какие произведения? Что понравилось, и что не понравилось? Почему?»

Необходимо дать возможность ответить всем присутствующим. И заслушать их мнения и рассуждения на тему творчества Л.Толстого. И узнать мнение о просмотренном видео ролике.

Ведущий: рассказ Л.Толстого «Записки маркера» с точность и психологическими деталями описывает историю погружения в игроманию, передает все чувства и мысли игрока, приводящие к его гибели.»

По ходу рассказа ведущего, помощник демонстрирует презентацию «История написания рассказа «Записки маркера», останавливаясь на слайдах, о которых идет повествование.

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

В ходе лекции ведущий рассказывает о стиле написания Л. Толстым произведений, сравнивает события из жизни Л.Толстого и сюжет рассказа, как Л.Толстой объясняет причины негативных последствий для главного героя  рассказа в результате  одержимости игрой.

 

4 часть.
Коллективное чтение вслух произведения Л.Толстого «Записки маркера»

Ведущий: «Прошу Вас расположиться поудобнее и не стесняться читать вслух. Давайте договоримся читать по очереди по одной странице произведения. Я предполагаю, что у всех абсолютно разная техника чтения, но несмотря на это, призываю Вас, естественно и терпеливо отнестись к процессу и попробовать получить удовольствие от чтения.»  

На протяжении чтения ведущий периодически должен подбадривать чтеца и каждый раз придавать уверенности со словами: «Я в Вас верю, у Вас прекрасно получается.» В случае, если чтец допускает ошибку, то необходимо подбадривать словами: «Ничего, мы все ошибаемся и все исправляемся.»

 

5 часть.
Обсуждение произведения Л.Толстого «Записки маркера»

Чтобы диалог был результативным, важно следить за логикой рассуждений военнослужащих. Одним из условий ведения диалога является вовлечение в обсуждение всей аудитории. Ведущий в ходе обсуждения является дирижером диалога – он направляет обсуждение, поддерживая или нивелируя ответы: одним словом выделяет мнения, определяющие заданную тематику и выводит диалог в заранее установленном направлении. В результате – формирование основной идеи киноклуба и выводов, заранее заданных в плане, производятся самими военнослужащими.

Ведущий: «Предлагаю Вам обсудить произведение вместе. Главным предметом для анализа думаю правильным сделать мысли писателя, которые можно назвать убеждениями, поскольку они оплачены суровым и горьким опытом его жизни.»

Ведущий задает вопросы и заслушивает по очереди ответы военнослужащих.

По ходу обсуждения помощник демонстрирует презентацию с иллюстрированными вопросами.

Перечень вопросов к аудитории.

  1. Страдал ли главный герой произведения зависимостью?
  2. Если да, то в какой момент это произошло?
  3. Как это проявлялось?
  4. Почему это произошло? Причина?
  5. В какой момент это произошло?
  6. Как развивалась его зависимость? Опишите стадии развития и деградации?
  7. Осознавал ли он свою зависимость?
  8. Пытался ли он избавиться от этой зависимости? Каким образом?
  9. Могла ли эта история закончится по-другому?
  10. Какой выход из ситуации Вы могли бы предложить главному герою?
  11. Почему автор выбрал именно такой конец истории? Что он хотел этим показать читателю?

На основании полученных ответов и сложившегося диалога, можно поблагодарить военнослужащих за активное участие в диалоге.

Ведущий: «Благодарю Вас за участие в беседе и за откровенность. Я думаю, что прочтение и разбор произведения великого классика, его жизненный опыт, подробно описанный им в произведении «Записки маркера», не оставил вас равнодушными. И все вы сможете сделать соответствующие выводы по рассмотренной сегодня теме.

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

СКАЧАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ